Уменьшение расходов на содержание спецтехники приводит к общему снижению себестоимости. Одним из способов снижения расходов является продление периода эксплуатация используемых шин. Продлить эксплуатацию при износе возможно методами восстановления покрышек.
Преимущество ремонта шин:
-
Экономия до 80% от стоимости новых шин;
-
«Родные», заводские колёса (не всегда просто подобрать подходящий типоразмер при приобретении новых);
-
Сокращение времени получения шин (типоразмеров шин для спецтехники очень много, в результате покупка под заказ может занять длительное время).
При этом сами процедуры ремонта шин спецтехники достаточно технологичны и гарантируют срок эксплуатации восстановленных шин не менее чем у новых заводских.
Восстановление шин фактически заключается в замене изношенного протектора. Возможность ремонта шин спецтехники имеется по следующим причинам:
-
Производитель закладывает в шину запас прочности. Так ресурс шины для грузовика в среднем около 1 млн. километров;
-
В процессе эксплуатации шина изнашивается неравномерно. В основном износу подвергается протектор. У тех же грузовиков протектор изнашивается примерно за 200 – 300 тыс. километров;
-
Восстановлению подлежат шины наиболее интенсивно работающей техники. У них быстрее изнашивается верхний слой без ухудшения свойств материала от прочих факторов: старение резины, вредные воздействия окружающей среды и т.д.
В связи с этим имеется ряд ограничений по возможности восстановления покрышек. Связана она с общим состоянием шины. Даже при аккуратно проведённой процедуре корды, бортовая часть, внутренние, армирующие слои со временем изнашиваются и поэтому восстанавливать шины можно ограниченное число раз. Как показывает практика до 2-3 раз.
Методы восстановления шин
Для практического применения разработано две технологии ремонта покрышек: горячее восстановление шин и восстановление шин холодным способом.
Начальные этапы восстановления шин проходят одинаково:
-
Осмотр, диагностика шины. На этом этапе определяют, подлежит ли покрышка восстановлению. Шина осматривается на предмет повреждений бортов, корда, боковин. Определяется общее состояние материала;
-
Шерохование. На этом этапе удаляется верхний изношенный слой протектора. По результатам шерохования также покрышка может быть отбракована;
-
Ремонт имеющихся незначительных повреждений: порезов, проколов.
Далее в технологии имеется различие.
Горячее восстановление шин
-
Невулканизированная резина накладывается толстым слоем;
-
Вулканизируют при значительной температуре (более 150°С) в специальной камере в пресс-форме.
В результате рисунок протектора покрышки повторяет пресс-форму. Покрышка имеет монолитную структуру и обладает чуть большим ресурсом по эксплуатации по сравнению с холодным восстановлением шин. Но восстанавливать таким способом можно только один раз. Технология требует достаточно сложного и дорогостоящего оборудования. При восстановлении больший процент выбраковки. Рисунок протектора зависит от имеющихся пресс-форм.
Но основной недостаток заключается в ограничении восстановления разных типоразмеров шин в зависимости от имеющихся пресс-форм. Технология удобна, если требуется восстанавливать большое количество одинаковых типоразмеров. В этом она менее универсальна следующей.
Холодное восстановление шин
-
Невулканизированная резина накладывается тонким слоем;
-
На слой невулканизированной резины накладывается вулканизированная лента с готовым рисунком протектора;
-
Вулканизируется в специальной камере при температуре примерно 100°С.
В результате готовый протектор надёжно приклеивается к основанию. Технологию можно использовать до 3-х раз на одной шине. Оборудование для восстановления шин намного проще и значительно дешевле. По характеристикам восстановленная шина сравнима с новой.
Главным преимуществом технологии является то, что она не зависит от типоразмера покрышек.
В последнее время технология восстановления шин наваркой приобрела значительную популярность. Но, несмотря на её простоту, в домашних условиях воспользоваться ей не получится. Потребуется приобретение специального оборудования. И здесь уже решение рекомендуется принимать по количеству и интенсивности использования техники. Если машин немного, то проще
отдавать шины на восстановление в соответствующие мастерские. Если же автопарк достаточно широк, то имеет смысл приобрести оборудование в собственность.