Эволюция дизельных двигателей спецтехники шла по пути увеличения удельной мощности на единицу топлива, уменьшения вредных выбросов, увеличения моторесурса. В отличие от обычной автомобильной техники здесь добавлялись более жёсткие условия эксплуатации, большая мощность, повышенная надёжность. Соответственно требования к узлам дизельных двигателей спецтехники предъявляются более жёсткие.
Важным узлом дизельного двигателя является
форсунка. Форсунка отвечает за дозированную подачу дизельного топлива в камеру сгорания под высоким давлением. За всё время эксплуатации дизельных двигателей было разработано и получило широкое распространение четыре вида форсунок, которые применяются до сих пор:
-
Простые механические форсунки. Форсунка с одной пружиной. При подаче давления от ТНВД пружина отжимается, открывается канал и происходит впрыск горючей смеси. Не выпускаются, но можно встретить на старой технике;
-
Механические форсунки с двумя пружинами. Добавлен режим холостого хода. Форсунка работает на двух давлениях. Первое отжимает слабую пружину и открывает небольшой канал, второе – сильную пружину и канал открывается полностью. Также встречается на старой технике;
-
Электромеханические форсунки. Для открытия канала используется электромагнитный клапан. Управление такой форсункой осуществляет электронный блок управления двигателем. Наиболее распространённый тип в настоящее время;
-
Дизельная насос форсунка. В этом устройстве совмещено два узла: форсунка и насос высокого давления. Для создания высокого давления внутри узла находится плунжерная пара, приводимая в движение непосредственно кулачками распредвала. Такая конструкция позволяет обходиться без ТНВД, экономит место, но несколько усложняет конструкцию самого двигателя. В основном применяется на легковых автомобилях.
Помимо этого в форсунках для лучшего распределения топлива в камере сгорания может быть от одного до шести выходных отверстий.
Современные форсунки работают при большом давлении. Увеличение давления впрыска топлива позволило увеличит КПД двигателя, улучшить сгорание дизельной смеси.
Основные проблемы форсунок заключаются в большой зависимости от качества топлива, состояния и качества
топливных фильтров. Топливные каналы засоряются. Помимо этого сама форсунка может начать запаздывать с открытием канала, недостаточно открывать его. Всё это приводит к увеличению расхода топлива, уменьшению мощности, увеличению вредных выбросов.