Конформистское сознание так или иначе порождает вялотекущую шизофрению. Только не стоит оценивать эти процессы однозначно негативно. Большая часть человечества мирно уживается с ними, как в рамках социума в целом, так и в рамках отдельно взятой головы. Негатив может возникнуть, если все процессы детерминированы исключительно ими.
В итоге мы видим беспрестанные попытки практически у всех государственных спичрайтеров и спичтокингов усидеть одновременно на всех стульях сразу. Советская власть вот тут понимала, вот тут не понимала, тут правильно, тут неправильно. Только люди, которых оценивают эти интеллектуальные нуворишы, в отличие от них были цельными, а не шизофрениками и все процессы выстраивали из одних моделей, а не дёргали апофемы по текущему выгодному политическому курсу то из Маркса и Леонтьева, то из Форда и Кейнса, то из Конфуция и Фукуямы.
Глобальные вызовы требуют глобальных решений, в том числе и в сфере спецтехники. Ресурсный кризис – это объективная данность, которая преломляется в кривом зеркале постмодернизма в виде санкционных ограничений. Реакция недоразвитого отечественного капитализма на эти вызовы абсолютно естественна – все умрут, а я останусь. Невозможно ввести плановую экономику в частно-собственническом спецмашиностроении. И если государство твердит об импортозамещении запчастей, станков, машин – всего без изменения политэкономической среды, то это и есть переход вялотекущей шизофрении в её бурную клиническую стадию.
Существует всего три способа продолжить эксплуатацию импортного технологического оборудования и покрыть потребность в новой спецтехнике. Очевидно, что для продолжения эксплуатации необходимо техническое обслуживание и ремонт спецтехники. Значит нужны комплектующие и расходные материалы, часть из которых априори у нас нет. Либо они приобретаются в обход санкций, либо они замещаются аналогами, либо организуется собственный выпуск машиностроительной продукции.
Санкционный обход
Первым делом в среде отечественной элиты возникли варианты обхода санкций – параллельный импорт автозапчастей. Надеюсь, мы держим в уме знаменитое Гайдаровское наследие. (Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобится – мы всё за рубежом купим). Вот это из оперы – мы сейчас купим иностранные комплектующие через фирмы-прокладки.
Тут всё гораздо проще, чем рисует официальная власть. Так называемый параллельный импорт техник
и– это фактически ввоз в страну продукции без разрешения правообладателя. Он существует во всех странах и вероятно существовал всегда с момента активного внедрения института правообладания в мире. Креативность тут только в терминологии и открытой легализации «серых» схем. Часто его путают с замещением аналогами, в особенности китайскими аналогами запчастей. Всё-таки стоит разделять. Китайские комплектующие-аналоги фирменной продукции – подделка, ответственность перед правообладателемпо которой формально несёт изготовитель, а не покупатель.
Недостатки также очевидны. Фирмы-изготовители могут в любой момент выявлять и прикрывать каналы нелегальных продаж запчастей и комплектующих. Помимо этого из-за резко возросшей интеллектуализации спецтехники повышается риск наличия закладок в оборудованиии соответственно отключения, ухудшения работоспособности техники и прочих диверсий.
Зарубежные аналоги
Вторая любимая фишка импотенциальной элиты. Также существовала во все времена и у всех народов. В части спецтехники к тем же недостаткам, что и у «серых» схем, добавляется ухудшение качества автозапчастей и расходников.
Собственное производство
Единственный способ обеспечить импортонеуязвимость спецтехники.
С одной стороны мы постоянно видим скандалы с провалом импортозамещения техники (изготовление спецтехники в Китае под видом собственного производства, прямая интерпретация импортозамещения, как замены импорта товаров из недружественных стран на товары из пока незапрещённых стран и т.д.).
С другой стороны существует достаточно много примеров налаживания производства иностранных запчастей внутри страны. Свято место пусто не бывает. И пока по разным причинам не существует каких-либо китайских аналогов запчастей – их вынуждено изготавливают у нас.
И без жёсткой централизованной политики тут ничего не изменится.
Логика бизнеса диктует решение по первым двум схемам и нет ни одного основания, чтобы бизнесмены внезапно стали патриотами. Бизнес – это про то, как после меня хоть потоп и кто ж знал, что на мой век не хватит… Вот такие вот «горизонты планирования» лучших экономистов всех времён и народов