Идя на работу или наоборот возвращаясь домой с работы, спеша на тренировку, по делам, в гости или отправляясь за покупками, о чем мы думаем?
Видим свет солнца, слышим шелест листьев? Здесь и сейчас? Или прокручиваем мысли в голове без остановки, ненужные, быть может? Ностальгируем о прошлом и думаем, что можно было бы изменить?
Что значит жить насыщенно? Нужно ли нам это?
Что значит быть хозяином своей жизни? Верить в силу намерения, строить свое будущее самостоятельно, видеть знаки?
Это те вопросы, над которыми нужно задуматься, это маленькая подсказка, которая может помочь каждому пройти дальше на своем пути.
Хочется быть самостоятельным и независимым, самому управлять своей жизнью и своим делом? Свое дело – это не только отлаженный бизнес-процесс, независимость и прибыль, это успех и удовлетворение от воплощения своей уникальной идеи!
Уникальная идея – это бизнес-проект – это его запуск – это СТАРТАП.
Наиболее близкое к сути понимание термина вынесено в заголовок статьи.
Общими словами, понятие стартапа обозначает целый спектр явлений в экономике, отличительной особенностью которых является начальная стадия какого-либо бизнес-проекта. Очень часто стартапы связывают с интернет-проектами. Фактически же по набору признаков к стартапу можно отнести всякую начальную реализацию бизнес-идеи, при этом стартапом её могут и не называть. Этим мы хотим сказать, что понятие стартап носит субъективный характер, точнее маркетинговый.
А в случае с маркетинговыми ходами требуется определить помимо присущих только внутреннему содержанию проекта аспектов ещё и аспекты внешние (субъекты для стартап-проекта). Обычно же понимание экономических категорий в современном экономическом доктринёрстве даётся только по внутреннему содержимому. Поясним, для чего нужно расширенное понимание.
Понимая лишь внутреннюю суть стартап-проекта, практически исключена возможность его запуска. Возможность запустить стартап-проект существует едва ли не исключительно в увязке с внешними субъектами (кураторами, инициаторами и прочими). Известные стартапы, типа различных социальных сетей (на которые любят ссылаться «мошенники»-маркетологи), имели своим началом помимо бизнес-идеи неплохую поддержку спецслужб, в том числе и финансовую. То же касается «гаражных кооператоров» Apple, «бизнес-гения» Билл Гейтса и прочих афер наших экономических сказочников.
Для начала опишем стартап. А затем приведём ряд условий, при которых стартап осуществим.
Описание стартапа
Вообще для маркетинговых целей можно называть стартапом всё, что угодно.
Как это делается. Берётся проект, под проект пишется обоснование, что понимается под стартапом (желательно, чтоб не сильно противоречило общеупотребляемым смыслам). Маркетинговый ход заключается в привлечении новых клиентов. Примером может служить понимание стартапа, как временной структуры расширяющейся бизнес-модели. Вводит в обиход «новое» понимание инициатор с целью маркетингового воздействия на потенциальных инвесторов.
В превалирующей экономической модели акцент делается на продажи. Если продаж нет, то всё остальное – ненужное дополнение к неудачным продажам. Сами продажи могут пониматься разными субъектами по-разному. К примеру, для политиков, продажи – это электорат и соответственно они будут финансировать проекты, которые увеличивают их электорат.
Для анализа явления и его применения на практике внесём ограничения:
-
По объёму. Имеет смысл рассматривать стартап-проекты в малом бизнесе. Так как даже в сегменте среднего бизнеса течение процессов происходит по схемам, сильно отличным от экономических теорий;
-
По этапам. Начало организации компании с отсутствующим кругом клиентов и производственных связей. Для сформировавшихся компаний открытие нового направления имеет смысл рассматривать отдельно;
-
По направленности. Выделим только экономическую деятельность с превалирующей целью – максимизации прибыли. Данное выделение на практике трудно осуществимо, так как единственность заявленной цели всякого экономического субъекта – извлечение прибыли – не достижима. Тем не менее, с оговорками примем, т.е. политические, социальные и прочие цели в рассмотрение не включаются.
Понимать же стартап предлагается в смысле быстрого старта продаж.
Условия успешного стартапа
При такой интерпретации стартапа нетрудно привести необходимые и достаточные условия его успешности. Успешность здесь будем понимать, как окупаемость вложений для инициатора стартапа и получение прибыли в течение определённого периода.
-
Финансирование проекта. Достаточная обеспеченность ресурсами до точки выхода на самоокупаемость. Ресурсы удобней рассчитывать в денежном эквиваленте, хотя по факту они не обязательно должны быть реальными деньгами;
-
Спрос. Либо уже созданный спрос на продукт, либо проработанная технология его создания. Технологии создания спроса уделяется крайне мало внимания, большинство маркетологов работает в рамках перехвата имеющегося спроса, так называемая идея всеобщей конкуренции, в маркетинге преобразуется в агрессивную рекламу. В принципе технология создания спроса – это уровень программирования социума. Здесь недостаточно экономических пониманий;
-
Внутренняя непротиворечивость проекта. Три составляющие: внутрикомандная, инвестиционная и внешняя. Внутрикомандная – до определённого уровня все ключевые члены компании не должны входить в конфликт между собой, особенно по вопросам внутреннего распределения обязанностей и ответственности. Инвестиционная – деятельность компании должна соответствовать представлениям инвесторов. Внешняя – деятельность компании не должна противоречить принятым в социуме нормам, как на законодательном, так и на бытовом уровне;
-
Внешняя поддержка проекта. Если стартап понимать, как быстрый старт продаж, то по нашему мнению, без внешней поддержки стартап-проект невозможен. Т.е. невозможно быстрое продвижение проекта только за счёт внутренних ресурсов. Без внешней поддержки течение процесса происходит, как в любом обычном бизнес-проекте. Эта поддержка может осуществляться на разных этапах и разными способами.
Жизненный цикл стартап-проектов
-
Идея. Источник идеи здесь не является существенным. Это могут быть предприниматели, государственные фонды или другие фирмы;
-
Проработка идеи с конкретной привязкой по субъектам и локализации. Это стадия бизнес-проекта. Здесь также могут предлагаться, как уже готовые бизнес-проекты, так и разрабатываемые с нуля;
-
Тестирование. Предварительный запуск проекта с целью получения обратной связи, выявления на её основе возможных ошибок и просчётов и их устранение, либо отказ от дальнейшей реализации;
-
Развёртывание проекта, его масштабирование до расчётной величины самоокупаемости;
-
Закрытие стартапа. Подведение итогов, переход проекта в режим работы обычной коммерческой фирмы. Включает изменение отношений с инвесторами (в случае с венчурными фондами – расчёт, продажа акций, в случае с государственными структурами – покрытие расходов и иных условий и т.д.), преобразование внутренней структуры компании и прочее.
Особенности стартап-проектов
Если не рассматривать заведомо мошеннические схемы, т.е. продажу фальшивых стартапов, то идея стартапа включает в себя следующие аспекты:
-
Создание быстрых, мобильных компаний для запуска нового продукта или осваивания новых областей;
-
Тестирование новых направлений в бизнесе, в технологиях, в социуме и прочее;
-
Привлечение и реализация творческого потенциала предпринимателей, не имеющих средств для самостоятельной реализации.
Дело в том, что крупные компании, как и компании, существующие давно, становятся слишком инертны. Быстро что-то оттестировать и запустить в рамках таких компаний трудноосуществимо. Ограничение развития рамками действующих компаний приводит к постепенной деградации. Стартап – один из инструментов решения этих задач. Небесспорный, как и вся модель современной экономики.
Следуя изложенному, рекомендуется:
-
Для инвесторов. Создавать возможности стартапов в рамках своей компетентности. К примеру, в больших компаниях наблюдается тенденция к падению качества управления – одним из решений может быть охват части рынка дочерними стартап-компаниями, стартап-аутсорсингом и прочее;
-
Для предпринимателей. Работа с крупным, средним бизнесом, государственными фондами и прочее. Т.е. внесение предложений, инициатив, участие в различных конкурсах, проектах и прочее.
Примеры стартапов
Многочисленные интернет-проекты – всем известные примеры
успешных стартап-проектов: Гугл, Фейсбук и прочее.
Хочется обратить внимание, что понимание стартапа несколько шире, чем «новая» идея. Поэтому примеров успешных стартапов можно найти достаточно много в жизни:
-
Компания по переработке пищевой продукции для снабжения сырьём запустила несколько проектов по образованию фермерских и малых хозяйств;
-
Компания организовала внешний проект по поставке упаковочной продукции;
-
Компания с целью расширения продаж в регионе инициировала образования фирмы-представителя;
-
И т.д.