По действующему Российскому законодательству практически весь коммерческий автотранспорт должен оснащаться специальными приборами – тахографами. Но здесь имеются некоторые нюансы. Разберём более детально.
Тахографический контроль предназначен для отслеживания скорости, маршрута движения транспортного средства, режима труда и отдыха водителей автотранспорта. Основной целью введения тахографического контроля было уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий. Побочным результатом появилась возможность оптимизации трафиков движения, режимов рабочего времени и прочее.
Любой коммерческий автотранспорт полной массой свыше 3,5 тонн и пассажирские автобусы с количеством мест больше 8 человек на территории России обязаны оборудоваться тахографами. До 2017 года это требование носило скорее номинальный характер, так как никаких реальных наказаний за отсутствие, неисправный или выключенный прибор не следовало. Инспекторы ГИБДД делали только устные замечания.
Начиная с 2017 года за нарушение законов о тахографическом контроле предусмотрен штраф:
-
от 1 до 3 тыс.руб. водителю;
-
от 5 до 10 тыс.руб. руководителю поездки;
-
от 15 до 30 тыс.руб. предприятию.
Тахограф представляет собой небольшое устройство размером с автомагнитолу, размещаемое в кабине водителя. Прибор подключается к имеющимся датчикам и бортовым системам транспортного средства. Помимо этого устройство подключается к спутниковым навигационным системам и системам сотовой связи. Прибор в обязательном порядке опломбировывается. Перед поездкой в устройство вставляется индивидуальная карточка водителя. При смене водителя карточка также меняется.
Пока тахографами должны быть оборудованы только транспортные средства юридических лиц. Физические лица под действие закона не попадают. Между тем по данным системы Платон физических лиц, занимающихся коммерческими перевозками в стране порядка 50%. В середине 2016 года уже выносились законодательные инициативы, чтобы устранить эту лазейку. Проекты до сих пор находятся в стадии рассмотрения. Дело в том, что тут имеется нюанс – как выделить коммерческие перевозки от частных рейсов личного автотранспорта. В комплексе с некоторыми другими аспектами учёта и налогообложения коммерческого автотранспорта наиболее радикальные предложения – запретить регистрацию
грузового автотранспорта и
автобусов в личную собственность.