Практически любая спецтехника отличается тем, что работает в особых условиях. Поэтому к узлам машин предъявляются повышенные требования по прочности на различные виды воздействий. Не составляют исключения и шины для спецтехники.
Помимо требований долговечности эксплуатации в неблагоприятных условиях к покрышкам для спецтехники предъявляется ряд других не менее важных требований: обеспечение надёжного сцепления с поверхностью, высокая проходимость, демпфирование ударов и т.д.
Классификация
Делят шины на два больших класса:
-
Шины для грузовых автомобилей. Применяются грузовые шины на автобусах, грузовых автомобилях, прицепах и т.д. Особенностью является то, что техника предназначена для передвижения на дальние расстояния. Используется только пневматический тип шин;
-
Шины для спецтехники. Такие шины не ориентированы для передвижения на дальние расстояния. Требования для передвижения по бездорожью, хорошему сцеплению с поверхностью, большая нагрузка. Применяются для погрузчиков, грейдеров, сельскохозяйственной технике и т.д. Используются все типы шин.
На сегодняшний день существует три типа шин: пневматические, цельнолитые и бандажные. На некоторых «чистых» производствах применяют специальные «белые» шины, но их отличие во внешнем покрытии.
Пневматические
Наиболее дешёвые и распространённые. Используются преимущественно в местах, где риск пробития покрышки минимален. Значительное демпфирование нагрузок на подвеску. По исполнению шины аналогичны шинам легковых автомашин. Отличаются усиленным армированием и более высоким протектором.
По наличию камеры:
-
Камерные. Основным недостатком является достаточно быстрый выход воздуха при проколе;
-
Бескамерные. В случае прокола длительное время сохраняют воздух, меньше нагреваются. Однако требуют герметичность посадки, которую при деформации диска обеспечить бывает невозможно.
По конструкции:
-
Радиальные. Нити корда расположены параллельно, проходят перпендикулярно движению от одного обода к другому. Лучше держат форму, лучше сцепляются с дорогой, равномерней износ протектора.
-
Диагональные. Армирующий материал корда протянут между ободами по диагонали. Имеют более прочные боковины, менее чувствительны к порезам и проколам. Возможен ремонт шин спецтехники.
По сечению профиля (определяется соотношением высоты к ширине профиля):
-
обычный (0,89);
-
широкопрофильный (0,6-0,9);
-
низкопрофильный (0,7-0,88);
-
сверхнизкопрофильный (менее 0,7);
-
арочный (0,39-0,5);
-
пневмокатки (0,25-0,39).
По габаритам:
-
Крупного габарита. Профиль шириной более 350 мм.;
-
Среднего габарита. Профиль шириной 200 – 350 мм., внутренний диаметр более 457;
-
Малого габарита. Профиль шириной до 260 мм., внутренний диаметр менее 457.
Помимо этого подразделяют шины для спецтехники:
-
Серия «Е». Используются на тягачах, самосвалах, землеройной технике. Транспортировка по неблагоустроенным дорогам с небольшой скоростью (60 км./ч.) на короткие расстояния;
-
Серия «L». Для бульдозеров, погрузчиков. Самая низкая скорость передвижения (10 км./ч.);
-
Серия «G». Используют для грейдеров. Низкая скорость передвижения (40 км./ч.), неограниченные расстояния.
Цельнолитые
Состоят из трёх слоёв. Наружный слой с протектором, в середине амортизирующий слой, внутренний предназначен для крепления к ободу, армирован стальным кордом.
Цельнолитые шины практически неуязвимы для проколов и порезов, обладают минимальной деформацией при нагрузке. Слабая амортизация, жёсткость при движении.
Применяются на погрузчиках, различной строительной технике. Там, где техника перемещается преимущественно по ровной поверхности: склады, цеха, ровный, плотный грунт.
Бандажные
Предназначены исключительно для тяжёлых условий работы. Состоят из основы – стального бандажа, крепящегося к ободу и наружного протектора. Практически отсутствует амортизация. Слабо влияют внешние факторы: агрессивная среда, проколы, порезы, перепады температур. На ровных поверхностях обеспечивается хорошая манёвренность. Высокая стоимость. В основном применяются как шины для погрузчиков на различных производствах, складах.