В современной спецтехнике применяется множество технологических новинок, о которых многие даже не догадываются. Ретардер – устройство, устанавливающееся на грузовики и автобусы и предназначенное для снижения скорости без использования основной тормозной системы.
Применение ретардеров позволяет значительно увеличить срок службы тормозов, обеспечивает повышение безопасности движения автотранспорта особенно в сложных климатических и ландшафтных условиях.
Снижение скорости достигается не методом прямого воздействия на колёса, как у тормозной системы грузовика, а методом уменьшения момента вращения приводных валов.
Различают несколько схем ретардеров:
-
Первичные. Расположен перед коробкой передач. Недостатком этой схемы является прерывание тормозного момента при переключении передач;
-
Вторичные. Располагается за коробкой передач на вторичном валу;
-
Интегрированные с коробкой передач. По сути представляет единый узел вместе с коробкой передач. Воздействие идёт на вторичный вал обычно через систему дополнительных шестерёнок. Иногда встречается название такой конструкции – интардер.
По конструкции встречаются:
-
электродинамические;
-
гидродинамический.
Электродинамические ретардеры
Это электродвигатель, расположенный на первичном или вторичном валу в зависимости от схемы реализации. Тело статора закреплено на шасси автомобиля, а ротор на вращающихся валах.
Для создания тормозного эффекта на обмотки статора подаётся напряжение. Возникающее магнитное поле создаёт тормозной момент, воздействуя на крутящийся на валах ротор. Возникающие напряжения могут разогревать ротор до 600ºС и выше.
Само устройство имеет вес до нескольки сотен килограмм, большие габариты. Длительная работа приводит к перегреву и снижению эффективности. При этом практически нет зависимости тормозного момента от скорости движения автомобиля.
Гидродинамические ретардеры
Являются динамическими, на малых скоростях эффект работы практически не заметен. Представляет собой колесо с лопатками, связанное с вращающимся валом. При необходимости замедления на колесо подаётся гидравлическая жидкость. Чем больше жидкости подаётся в камеру вращения колеса, тем больше момент торможения. Имеется зависимость от скорости движения автотранспорта. Практически нет перегрева и система может работать без ухудшения характеристик длительное время. Помимо этого гидравлический ретардер намного компактней электродинамического.
Как разновидность гидравлического ретардера на некоторых моделях
грузовых автомобилей MAN ретардер устанавливается прямо на двигателе и в качестве рабочей среды используется охлаждающая жидкость.