Новокузнецк
Подать объявление
Главная  /  Полезная информация  /  Полезные советы пользователям спецтехники  /  «Платон» нам друг, но истина дороже

«Платон» нам друг, но истина дороже

«Платон» нам друг, но истина дороже В конце 2015 года на территории Российской Федерации заработала система взимания платы за проезд большегрузного транспорта по федеральным дорогам «Платон». Поутихли первые баталии, традиционно сопровождающие любые новшества. И теперь можно подвести предварительные итоги нововведения.
 

Смысл системы «Платон»

 
Название произошло от сокращения – «плата за тонны». По заверениям государственных экспертов большегрузные автомобили наносят больший урон автомобильным дорогам. Заявлялась цифра, что износ полотна от проезда одного большегрузного транспорта равен износу от проезда 20 тыс. легковых автомобилей. Недостаток средств на восстановление дорог в дорожном фонде и более справедливое перераспределение взимание платы за пользование федеральными трассами. Всё это привело к внедрению системы «Платон».
По государственному законодательству все владельцы транспортных средств с разрешённой массой свыше 12 тонн обязаны платить налог за каждый километр, который транспортное средство проезжает по федеральной трассе. При этом плата взимается только с федеральных дорог.  Напомним, в России существуют 3 вида дорог:
  • федеральные;
  • местные;
  • частные.
Плата с местных и частных по данному законодательству взиматься не должна. Теоретически федеральные дороги тоже могут быть платными. В этом случае двойная оплата также должна быть исключена. Т.е. оплата берётся только за проезд по бесплатным федеральным дорогам.
Средства поступают в дорожный фонд и в дальнейшем планируется их расходование на улучшение сети федеральных дорог. Отслеживанием и организацией взаимодействия между дорожным фондом и владельцами транспортных средств занимается компания «РТ-инвест транспортные системы» с частичным государственным участием за 10,5 млрд. рублей в год концессиональной платы. При этом сборы оцениваются в 40 млрд. рублей в год.
 

Тарифы за проезд

 
Тарифы за проезд могут меняться. Особенно в связи с конфликтом интересов: государства, владельцев автотранспорта, оператора системы и т.д. На момент написания статьи (13.01.2016) узаконены следующие тарифы.
Оплата за 1 км. в рублях:
  • до 29 февраля 2016 года – 1,53;
  • с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года – 3,06;
  • с 1 января 2019 года – 3,73.
Возможности штрафных санкций за нарушение условий законодательства до сих пор рассматриваются во внесённых законопроектах. Неофициально, по всей видимости, пока никаких штрафных санкций накладывать на водителей и владельцев транспортных средств не будут. Поправки в закон устанавливают штрафы в размере 5 тысяч рублей за первое нарушение и 10 тысяч рублей за повторное, как с собственников, так и с водителей. Помимо этого предлагается не штрафовать за проезд без оплаты менее 50 км.
 

Реализация системы «Платон»

 
Вводится двойная система учёта на выбор пользователя:
  • Посредством бортового устройства (трекера). Небольшой гаджет, крепящийся на лобовое стекло. Устройство питается от бортового питания 12 Вольт. Внутри навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS и устройство коммутации через сотовые сети GSM/GPRS;
  • Посредством маршрутной карты системы «Платон». Одноразовая карта, в которой указывается маршрут движения транспортного средства. Возможно указать до 12 точек. При необходимости изменения маршрута потребуется переоформить маршрутную карту.
Бортовое устройство выдаётся бесплатно в Центрах информационной поддержки (ЦИП) при регистрации. Организация системы «Платон» интересует на двух уровнях: с точки зрения общей системы и с точки зрения частного пользователя.
 

Организация системы управления

 
Для оперативного обслуживания в стране открыли 103 ЦИПа. Большинство вопросов можно решить на официальном сайте системы «Платон» (platon.ru). В дальнейшем планируется вводить терминалы самообслуживания. Терминалы будут устанавливаться на заправках, вдоль федеральных дорог.
Для отслеживания перемещения большегрузного автотранспорта будет установлено 481 рамка на федеральных трассах по всей стране. Помимо этого будет создаваться система передвижных рамок. Вся информация стекается в единый обрабатывающий центр. Запуск функционирования центра в режиме онлайн не планируется. Т.е. реагировать система будет по прошествии некоторого времени, скажем, сообщать о нарушении в органы ГИБДД.
 

Организация работы пользователя

 
Выезд на трассу без бортового устройства или маршрутной карты запрещён. Также запрещено передвигаться по федеральным трассам без достаточных средств на специальном банковском счёте для оплаты проезда.
Для проезда по федеральным дорогам потребуется:
  1. Зарегистрироваться в системе «Платон»;
  2. Получить в ЦИПе бортовое устройство и установить его, либо заполнить разовую маршрутную карту системы «Платон» (в том числе можно на официальном сайте);
  3. Внести сумму не меньше необходимой на специальный банковский счёт.
Вносить оплату на данный момент возможно только безналичным способом (с банковского счёта, либо с банковской карты). Это влечёт за собой некоторые неудобства.
Пользоваться маршрутной картой также не совсем удобно. Внесение изменений в неё возможно лишь в ЦИПе и на сайте. Если нет возможности связи с интернетом и поблизости нет ЦИПа, то изменение движения без изменения маршрутной карты приведёт к нарушению законодательства.
 

Проблемы с системой «Платон»

 
Основная претензия к системе – непроработанность и необкатанность. Складывается впечатление, что систему собирали в спешке, что называется «на коленках». Так официальный сайт системы «Платон», к примеру, реализован на бесплатном движке Wordpress. Предлагаемые в самом начале штрафы были впоследствии снижены в 100 раз. Не было обеспечено с самого начала необходимого количества трекеров. Нет терминалов самообслуживания. Не установлена система контроля. И ещё целая череда неувязок.
Скорее всего, система будет серьёзно дорабатываться, как на законодательном уровне, так и с позиции технической реализации. В том числе коснётся это системы тарифов, штрафов, направления расходования полученных финансов.
Для владельцев транспортных средств возможны несколько расширений. Дифференциация грузового транспорта, в том числе включение в систему оплаты и менее тоннажного. Внесение законопроектов об оплате проезда по не федеральным дорогам.
Вместе с тем в законопроектах внесены и налоговые послабления: отмена транспортного налога с грузовых автомобилей свыше 12 тонн.
Добавлено: 14.01.16
Просмотров: 2017