Помимо введённой в эксплуатацию системы Платон в последнее время на федеральных автотрассах активно создаётся система автоматического весогабаритного контроля. С 1 октября текущего года Росавтодор объявил о запуске автоматической системы весогабаритного контроля в промышленную эксплуатацию. Пилотным регионом для старта проекта избрали Вологодскую область, отличившуюся наибольшим числом нарушений.
До октября систему обкатывали в тестовом режиме (штрафы не выписывались). Выявленные в процессе предварительной эксплуатации замечания позволили доработать систему до приемлемых эксплуатационных характеристик. Тем не менее, по замечаниям ряда экспертов, у автоматической системы до сих пор имеются узкие места. Так была расширена зона контроля на всю полосу дороги с захватом краевых полос и обязательным наличием ограничителей со стороны обочины, исключающих возможность объезда измерительной аппаратуры. Также установка аппаратуры должна производиться на участках дороги, исключающих объезд по второстепенным дорогам. Однако, как отмечают эксперты, ничто не мешает, к примеру, перед проездом через пункт контроля сделать автомобильный регистрационный знак нечитаемым.
Принцип работы пункта весогабаритного контроля
В отличие от имеющихся пунктов весового контроля новые монтируются прямо непосредственно на трассу, измерения и снятие всей информации происходит в автоматическом режиме.
Датчики измерения веса монтируются поперёк всего дорожного полотна. Участок оснащается видеокамерами и осветительными приборами.
В автоматическом режиме происходит фиксация и передача в обрабатывающий центр нескольких параметров:
-
давление каждой оси;
-
полная масса;
-
габариты транспортного средства;
-
число осей;
-
межосевые размеры;
-
число колёс на оси;
-
скорость движения;
-
государственный регистрационный знак;
-
фотофиксация общего вида;
-
фотофиксация возможных нарушений (объезд).
Цели создания системы
Система весогабаритного контроля является дополнением к системе Платон и призвана выявлять нарушителей. По данным Росавтодора за прошедшие период текущего года зарегистрировано более 1 млн. нарушений весовых параметров большегрузных автомобилей на федеральных автотрассах. Несмотря на то, что разрешённый максимум грузоперевозки был поднят до 44 тонн.
Перегруз приводит к ускоренному изнашиванию дорожных покрытий. Эти нарушения сейчас вынуждены покрывать за счёт транспортного налога, акцизов на бензин. Для нарушителей предусматриваются штрафные санкции в диапазоне 150 – 500 тысяч руб.
По итогам внедрения в Вологодской области автоматической системы весогабаритного контроля планируется за 5 лет развернуть 387 пунктов весогабаритного контроля на федеральных автотрассах по всей стране. Ориентировочно пункт контроля через каждые 100 – 150 км.