Асфальтирование является одним из самых значимых и важных этапов создания дорожного полотна. В России под термином «асфальтирование» принято понимать укладку в качестве дорожного покрытия каменно-асфальтной смеси, которая представляет собой сочетание щебня, минералов, песка и битума и называется асфальтобетоном.
Первое применение асфальтирования
Впервые асфальтирование было применено еще в начале 19 века в Париже для покрытия Королевского моста, уже тогда были сформированы три основных этапа асфальтирования: подготовка территории, создание подстилающего слоя и непосредственно укладка асфальта. Основные принципы асфальтировочных работ неизменный по сей день, однако технология и используемые технические средства претерпели значительные изменения.
Этапы асфальтирования
Первым шагом процесса асфальтирования является подготовка территории и, в частности, грунта, на который будет укладываться асфальтовое покрытие: выходящий на поверхность слой земли счищается с помощью
бульдозера или
экскаватора (гидромолота), а образованное в результате углубление обычно утрамбовывается катком. В том случае, если требуется выравнивание земляного слоя, на подготовительном этапе часто используются
грейдеры.
После уплотнения может настилаться геосинтетический материал, задачей которого является предотвращение смешивание щебня с грунтом.
На этапе формирования подстилающего слоя создается насыпь из щебня часто двух, а то и трех фракций, которые укладываются по размеру от крупной до более мелкой. В результате образуется жесткая и плотная основа, назначение которой – защищать асфальт от негативного воздействия грунтовых вод.
В обязательном порядке подстилающий слой пропитывается битумной эмульсией – вяжущим пленкообразующим материалом, обеспечивающим возможность дальнейшей работы с дорожным полотном.
Заключительным этапом асфальтирования является непосредственное размещение асфальта на щебеночной подложке. Чаще всего укладка проводится в два слоя, причем верхним должен являться слой асфальта, в состав которого входит более мелкая фракция щебня.
Высота слоя в среднем равняется 5 см с отклонением в сторону до 2 см. После укладки асфальтовая масса раскатывается и уплотняется
катком.
Такие параметры, как толщина асфальта, а также состав смеси, составляющей дорожное полотно, определяется исходя из предполагаемой нагрузки на дорогу, а также климатических условий. В случае точного соблюдения технологии и использования исправных специализированных инструментов должна образоваться устойчивая к нагрузкам, прочная и долговечная поверхность.
Доказано, что асфальтирование приводит к уменьшению количества грязи и пыли, а также благоприятно сказывается на безопасности движения транспорта, а следовательно – положительно влияет на снижение травматизма на дорогах.