В информационном сегменте сети в последнее время начали попадаться жалобы представителей различных нефтегазовых компаний на нерентабельность продаж топлива на АЗС. Думаем, нетрудно догадаться, что бы означали эти «челобитные».
Эксперт Антон Усков утверждает, что рост цен на топливо недостаточен и продажа топлива может стать убыточной. Соответственно эксперт пугает закрытием АЗС и даже уходом с рынка крупных монополистов. Так приводятся данные о том, что ЛУКОЙЛ планирует распродать до 30% своей заправочной сети станций. И что ещё ужасней – это возможный переход в связи с этим на полное государственное регулирование сектора вместо «волшебной невидимой руки рынка».
Порядка 60% «невидимой руки рынка» автозаправок на текущий момент находится в руках 3-х монополистов: Роснефть, ЛУКОЙЛ и Газпром нефть. Оставшиеся 40% в разных частях страны составляют в основном тоже монополии только чуть меньшего размера. Если же говорить о частных автозаправочных станциях, то их влияние на формирование каких-либо рентабельностей для монополистов – ничтожно. А моторное топливо частные АЗС покупают у тех же крупных монополистов.
Для придания картинке благопристойности крупные изготовители и они же продавцы автомобильного топлива внедрили западные технологии сопутствующей продажи на АЗС: магазин, сервис и прочее. Приводится вот такая манипуляция цифрами. Доля прибыли от продажи на АЗС нетопливных товаров в западных странах доходит до 70%. Доля нетопливных товаров в ассортименте на отечественных станциях составляет 40%. Т.е. сравнивается прибыль от продажи с заполнением полок товарами. В сравнении стран и экономик всегда есть некоторая условность.
Справедливости ради стоит отметить, что продажи моторного топлива действительно снизились. И причиной тому экономические и политические неурядицы с сокращением производств, зарплат, проседанием экономики в целом и прочее. Государство с акцизной политикой также вносит вклад в формирование доходности сети АЗС.
Однако бизнес по продажам топлива нельзя отнести к обычному бизнесу. Дело в том, что продажа любых энергоресурсов в масштабах страны является одним из системообразующих факторов для экономики в целом. И повышение на 1 рубль стоимости горючего мгновенно повысит себестоимость практически всех производств, включая и производство самого горючего. Вот такая обратная картинка маслом.