Если доверять статистике Росавтодора, то объём грузооборота автотранспорта в нашей стране в начале текущего года увеличился на 11,2% относительно того же периода прошлого года. Перевезённый вес перевезённых за январь вырос на 5,5%, в физическом исчислении на 318,7 млн.т. больше.
Тут надо понимать, что это официальная статистика зарегистрированных перевезённых грузов. Каково реальное изменение грузооборота, оценить по этим данных весьма сложно. Больше сказывается фактор вывода перевозчиков грузов из теневого рынка. Статистика самого Росавтодора при этом говорит, что большинство перевозчиков грузов являются физическими лицами (оценка приводится примерно 60%), а не юридическими компаниями. Но такое перераспределение также может означать и уход от различного государственного налогообложения (налоги, тарифы, штрафы и т.д.).
Косвенно об изменении грузооборота можно судить по некоторым второстепенным статистическим показателям на рынке. Одним из которых являются продажи грузовых автомобилей. А тут наметилась явная тенденция и спрос к приобретению
новых или подержанных грузовиков снаряжённой массой менее 12 тонн, чтобы выйти из дополнительного денежного обложения через систему Платон. Так часть производителей отреагировала на потребности рынка и начала выпускать
среднетоннажные грузовики, не подпадающие под оплату через Платон (к примеру, ПАО «КАМАЗ» презентовало соответствующую модификацию).
Впрочем, насколько известно в ВШЭ ведётся проектирование и оценка введения платы, аналогичной плате за груз свыше 12 тонн, и для малотоннажных грузовиков (от 3,5 до 12 тонн). Планируется ли введение такой платы пока достоверно неизвестно. В целях учёта грузопотоков расширение системы на
малотоннажный грузовой транспорт имеет некоторый смысл. Но это сопряжено с дополнительными расходами, к тому же часть из них так или иначе всё равно ляжет на плечи налогоплательщиков.
Интегрально, судя по всему, грузооборот всё-таки имеет тенденцию к росту. Хотя мы бы не стали утверждать, что он столь существенен, как показывает статистика Росавтодора.