Весна. В политике и экономике по-прежнему, как в голливудских комиксах, идёт непримиримая борьба маразма с бредом. Побеждает дружба. Парламентарии и «вся королевская рать» в очередной раз вспомнила об утилизационном сборе на легковые и грузовые транспортные средства. В конце первого квартала нас ожидает повышение этого сбора на 25%.
Даже если оставить в стороне ту истину, что в наших реалиях чем бы Правительство не тешилось, лишь бы народ обобрать, сама реализация идеи утилизационного сбора на автомобили вызывает много вопросов. Не только в нашей стране, но и в мире в целом. Да, естественно в цивилизациях победившего консьюмеризма (потреблятство) утилизация транспортных средств и вообще товаров в целом – один из системоподдерживающих факторов. Т.к. среда обитания ограничена, а потребление в рамках этих моделей ничем не ограничено, то ограниченные ресурсы стремительно превращаются в груды мусора, сокращая и среду обитания и сами ресурсы.
Сразу стоит отметить, что выхода из этого тупика в рамках текущей организации социума нет, совсем нет. Единственная надежда – выход в космос, там можно бесконечно… «мало нам Земли-старушки, мы и в космосе нагадим».
Тут множество петель обратной связи. В том числе и достаточно неочевидная – утилизационный сбор на технику ухудшает качество производимой техники. Реализация утилизационного сбора теми или иными механизмами компенсирует производителю затраты. Чем быстрее
выйдет из строя техника, тем быстрее приобретут новую – соответственно тем больше будет доход от компенсации на утилизацию. Это было бы смешно при штучном производстве – компенсации же корпораций с их массовым производством весьма внушительны.
Обратный механизм наоборот несколько бы улучшил положение дел (не решил проблему, а немного отодвинул неизбежный коллапс) – штрафные санкции производителю в зависимости от срока реального использования товаров.
По планам Правительства увеличенный утилизационный сбор по-прежнему будет взиматься с производителей и поставщиков
промышленной техники и автотранспорта. Для компенсации затраты планируется субсидировать из бюджета страны. Утверждается, что данные меры не приведут к
повышению цен на технику. А вот это хохма – стабилизация цен при капитализме. Единственно при какой системе в истории устойчиво снижались цены – социализм. Капитализм может снизить цены из-за сиюминутной выгоды (захват рынка, разорение конкурентов) – далее следует стабильный скачок.
Отдельно желают выделить самоходные машины и спецтехнику. По ним предлагается увеличить утилизационный сбор не на 25%, а более чем в два раза.