Прописные истины для любой хозяйственной системы, к большому счастью, неведомы основной массе специалистов в правительстве. Иначе они могли бы более эффективно паразитировать на ее теле. По другому политику или точнее отсутствие политики в отношении цен на топливо охарактеризовать трудно. Существует прямая зависимость цен на другие товары от цен на энергоносители. Очевидно, на всех стадиях жизненного цикла товара требуются затраты энергии, а грузоперевозки товаров в процессе производственных циклов совсем напрямую зависят именно от горючего.
Правительство на прошедшей неделе в очередной раз проводило совещание с представителями нефтяных компаний на предмет ценообразования топлива. Некоторые моменты понять трудно – то ли насмешка, то ли издевательство.
После зимних каникул правительство планирует повысить 3 налога: на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых и акцизы на топливо. Некоторые эксперты утверждают, что только эти меры могут привести к повышению розничных цен на бензин до 15%.
Дополнительные налоги увязывают с наполнением бюджета. Но бюджет 2019 года принят с большим профицитом. Повышение же акцизов позволит дополнительно добавить к наполнению бюджета. В связке с другими чудесными методами «латания гипотетических бюджетных дыр», типа повышения пенсионного возраста…
Независимые нефтяные компании не обязаны ориентироваться на внутренний рынок. Они продают нефтепродукты за рубеж, при этом упорно требуют государственных субсидий для компенсации потерь от акцизов. НДПИ постоянно повышается, а пошлина на экспорт снижается. С 2014 года экспортная пошлина снизилась в 9 раз. Если ещё учесть
рост мировых цен на нефть и инфляцию, продавать топливо внутри страны становится всё менее выгодно.
Приводятся данные, что при сложившейся ситуации и ценах – продажа топлива внутри страны не только не выгодна, но и убыточна. И требуется либо поднять внутренние цены, либо что-то сделать с налогами. По данным ФАС доля налогов в проданном бензине составляет 65%.
Многие нефтяные компании увеличили экспортные поставки. Часть компаний, которые никогда не занимались экспортом, также начали переориентировывать производство на поставки за границу (Сургутнефтегаз, Антипинский НПЗ).
Даже если учесть, что нефтяники тянут одеяло на себя, ситуация складывается, мягко говоря, не радужная. Просто договориться, собрав всех вместе и настоятельно убедив работать себе в убыток, правительству не удастся. А принимать какие-либо шаги со своей стороны оно пока не собирается.
Прогноз цен топливо при таком течении процессов – 70 – 80 рублей за литр после Нового года. Соответственно в первую очередь вырастет себестоимость грузоперевозок, а за ними и ним и все остальные цены.