Транспорт – крупнейший потребитель различных ресурсов. Он является трудоемкой, фондоемкой, капиталоемкой а, вместе с этим,
топливо-энергоемкой отраслью экономики. Немало он потребляет и строительных
материалов, прежде всего металлов, как черных так и цветных, цемента,
гравия, песка и ряда других видов ресурсов. Своими заказами на
топливно-энергетические ресурсы, различные металлы, он стимулирует
развитие добывающих отраслей экономики. С появлением и развитием
железнодорожного и водного транспорта, стал стремительно возрастать
интерес на металлы уголь, нефть и другие материальные ресурсы. Так, добыча каменных
углей в России возросла с 367 млн. пудов в 1890 г. до 995 млн. в 1900 г.,
производство железной руды и стали с 45 млн. до 137 млн. пудов,
выплавка чугуна – с 56 млн. до 178 млн. пудов. В настоящее время транспорт
стал одним из крупнейших потребителей нефтепродуктов и энергоресурсов. Своим спросом он инициировал и развитие машиностроения. В составе машиностроительных отраслей возникло новое его звено – транспортное машиностроение.
В последней четверти XIX века Россия стала
сама строить паровозы и вагоны. Масштабы и темпы их строительства
быстро возрастали. Транспортное машиностроение сегодня в структуре
всей машиностроительной отрасли составляет порядка 45%. Его удельный
вес, будет продолжать возрастать и впредь. Эта отрасль стала важнейшим
показателем структуры экономики. Транспорт воздействует на структуру
экономики через показатели фондоемкости и капиталоемкости. Его доля в
основных фондах нынешней экономики составляет 14%. Капиталовложения же и доля занятых – порядка 10%. Однако его влияние на структуру
экономики этим не ограничивается. Своим развитием он дает мощный
толчок
для роста, а не только машиностроения, но и электроники, приборостроения и других отраслей. Это позволяет утверждать, что его вклад в
формирование прогрессивной структуры экономики трудно переоценить. Именно транспорт способствует формированию современной высокотехнологичной структуры производства. Эту миссию он выполняет с момента
его появления и по сей день. С его ростом связан темп мирового технического прогресса, доля занятых в экономике, потребительский спрос на
транспортные средства и бытовую технику и др.
Итак, транспорт, с одной стороны, воздействует на формирование
прогрессивной структуры экономики, а с другой, уровень его технологического развития, в определенной мере, зависит и от существующей
структуры экономики. Это находит выражение в степени совершенства
современных транспортных средств, скорости обновления их моделей, в
которых отражаются последние достижения науки и техники. Это видно
на примере автомобилестроения, самолетостроения, в частности, быстрого
морального старения их новых моделей. На транспорте существует еще
одна характеристика динамики технического прогресса - структура грузооборота на каждом из его видов. Покажем эти изменения с 1950 по 1965
гг. Так, в 1950 году на долю каменного угля в общем грузообороте приходилось 29%, а в 1965 г. - только 20%. Доля же нефтяных грузов поднялась
с 9% до 14% соответственно. Эти цифры характеризуют изменение
структуры топливного баланса страны. Современная структура грузооборота дорог России имеет ярко выраженную
топливно-сырьевую направленность. Перевозка машиностроительной продукции представлена преимущественно импортом.
Предстоящие структурные изменения вызовут существенные перестановки в соотношении перевозимых грузов. Это, в свою очередь, отразится на формировании новых более эффективных межотраслевых пропорций, равно как и территориальных. Объемы перевозок грузов будут зависеть и от доли интенсивных факторов в расширенном воспроизводстве. От снижения материалоемкости и фондоемкости ВВП будет зависеть изменение этих показателей в производстве транспортных средств, а это, в свою очередь, может стать дополнительным ускорителем совершенствования всей структуры экономики.