Новокузнецк
Подать объявление
Главная  /  Полезная информация  /  Полезная информация  /  Транспорт в современной структуре экономики

Транспорт в современной структуре экономики

Транспорт в современной структуре экономики
Транспорт – крупнейший потребитель различных ресурсов. Он является трудоемкой, фондоемкой, капиталоемкой а, вместе с этим, топливо-энергоемкой отраслью экономики. Немало он потребляет и строительных  материалов, прежде всего металлов, как черных так и цветных, цемента,  гравия, песка и ряда других видов ресурсов. Своими заказами на  топливно-энергетические ресурсы, различные металлы, он стимулирует  развитие добывающих отраслей экономики. С появлением и развитием  железнодорожного и водного транспорта, стал стремительно возрастать  интерес на металлы уголь, нефть и другие материальные ресурсы. Так, добыча каменных  углей в России возросла с 367 млн. пудов в 1890 г. до 995 млн. в 1900 г.,  производство железной руды и стали с 45 млн. до 137 млн. пудов, выплавка чугуна – с 56 млн. до 178 млн. пудов. В настоящее время транспорт  стал одним из крупнейших потребителей нефтепродуктов и энергоресурсов. Своим спросом он инициировал и развитие машиностроения. В составе машиностроительных отраслей возникло новое его звено – транспортное машиностроение.

В последней четверти XIX века Россия стала  сама строить паровозы и вагоны. Масштабы и темпы их строительства  быстро возрастали. Транспортное машиностроение сегодня в структуре  всей машиностроительной отрасли составляет порядка 45%. Его удельный  вес, будет продолжать возрастать и впредь. Эта отрасль стала важнейшим  показателем структуры экономики. Транспорт воздействует на структуру  экономики через показатели фондоемкости и капиталоемкости. Его доля в  основных фондах нынешней экономики составляет 14%. Капиталовложения же и доля занятых – порядка 10%. Однако его влияние на структуру  экономики этим не ограничивается. Своим развитием он дает мощный  толчок для роста, а не только машиностроения, но и электроники, приборостроения и других отраслей. Это позволяет утверждать, что его вклад в  формирование прогрессивной структуры экономики трудно переоценить.  Именно транспорт способствует формированию современной высокотехнологичной структуры производства. Эту миссию он выполняет с момента  его появления и по сей день. С его ростом связан темп мирового технического прогресса, доля занятых в экономике, потребительский спрос на  транспортные средства и бытовую технику и др. 

Итак, транспорт, с одной стороны, воздействует на формирование  прогрессивной структуры экономики, а с другой, уровень его технологического развития, в определенной мере, зависит и от существующей  структуры экономики. Это находит выражение в степени совершенства  современных транспортных средств, скорости обновления их моделей, в  которых отражаются последние достижения науки и техники. Это видно  на примере автомобилестроения, самолетостроения, в частности, быстрого  морального старения их новых моделей. На транспорте существует еще  одна характеристика динамики технического прогресса - структура грузооборота на каждом из его видов. Покажем эти изменения с 1950 по 1965  гг. Так, в 1950 году на долю каменного угля в общем грузообороте приходилось 29%, а в 1965 г. - только 20%. Доля же нефтяных грузов поднялась  с 9% до 14% соответственно. Эти цифры характеризуют изменение  структуры топливного баланса страны.  Современная структура грузооборота дорог России имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность. Перевозка машиностроительной продукции представлена преимущественно импортом.

Предстоящие структурные изменения вызовут существенные перестановки в соотношении перевозимых грузов. Это, в свою очередь, отразится на формировании новых более эффективных межотраслевых пропорций, равно как и территориальных. Объемы перевозок грузов будут зависеть и от доли интенсивных факторов в расширенном воспроизводстве. От снижения материалоемкости и фондоемкости ВВП будет зависеть изменение этих показателей в производстве транспортных средств, а это, в свою очередь, может стать дополнительным ускорителем совершенствования всей структуры экономики.
Добавлено: 06.07.15
Просмотров: 2067