Не секрет, что парк грузового автотранспорта в нашей стране является одним из наиболее старых среди развитых стран. Мы не случайно пишем развитых. Не стоит лукавить самим себе. Всего пять или шесть стран в мире имеют космические технологии, две страны, способные самостоятельно вести мировые войны и т.д. И называть одну из таких стран недоразвитой – маразм и безумие. Обезьяна может использовать гранату, но придумать её и изготовить – никогда.
По большому количеству позиций наша страна выглядит хуже, чем другие страны. В том числе и в вопросе парка грузового автотранспорта. По данным Автостата, количество зарегистрированных грузовых автомобилей старше 15 лет порядка 2,4 миллиона единиц. Или ещё показательней в другом сравнении – более 65% от всего грузового автопарка страны. Это очень значительные цифры.
Старые автомобили не только пагубно влияют на экологию. Экология может быть для нас не столь критический показатель. Актуальна она выборочно – на территории больших городов. Хотя и у нас основная концентрация производств и как следствие грузового автомобильного траффика приходится именно на места компактного проживания. Кстати, это более значимая проблема – 90% населения самой большой по площади страны «ютятся» на территории менее 1% от её площади (точных подсчётов нет, если ориентировочно брать места постоянного проживания большинства Москва, Питер и крупные города – на головах друг у друга).
Старый автопарк помимо видимого экологического ущерба приносит «незаметный» экономический общегосударственного масштаба. Это и утилизация старой техники, за которую, кстати, ни одно цивилизованное европейское государство платить России не собирается, мало того ещё и продают её сюда втридорога. Повышенные расходы на эксплуатацию такой техники, в том числе увеличением расходования горюче-смазочных материалов. А сами расходы на запчасти иномарок фактически выглядят дополнительным налогом западным странам за использование их старой техники.
Для стимулирования замены старого автопарка правительством не в первый раз предлагаются половинчатые меры – комплексного подхода, как обычно, не предлагается. Да и откуда ему взяться от многоуважаемых министров-двоечников. На этот раз Минфин «тупо» предлагает повысить ставки транспортного налога на старые
грузовые автомобили и
автобусы. Поправки в налоговый кодекс планируется ввести в действие с 2019 года.