На прошедшем недавно собрании комитета Российского Союза Промышленников и Предпринимателей президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин поднял вопрос о необходимости регулирования рынка грузоперевозок. Нелепость не бросается в невооружённый глаз? Поясним.
По педалируемой РСПП идее: рынок – саморегулируем! Ну, т.е. рыночное ценообразование, равные условия конкуренции и всё такое. И это основной постулат, как промышленников, так и предпринимателей, дружным хором входящих в славный комитет. А теперь поясним суть рыночной экономики, о которой принято ловко умалчивать. Дело в том, что никакой рыночной экономики нет и никогда не существовало. Это химера для электората.
В реальности, так называемый, капитализм или рыночная экономика, представляют собой в большей или меньшей степени монополизацию. И прибыль складывается из монополий: монополии на власть (налоги, законодательство, иерархия подчинения и т.д.), монополии на идеи (патенты, бренды, тренды и т.д.), монополии на информацию (теории, статистика, планы, оценки, рейтинги и т.д.), на ресурсы, на финансы и прочее. В большинстве случаев эти монополии все присутствуют одномоментно и дополняют друг друга.
И в перспективе судьба подавляющего большинства мелких предпринимателей – быть поглощёнными монополиями. Схема поглощения может быть совершенно разной, что только завуалировывает манипуляцию сознанием, но не меняет сути дела. Интернетные стартапы принято скупать гуглами, яндексами, майкрософтами и иными крупными цифровыми компаниями. Фермеры и производители продуктов становятся невольными придатками сетевых структур. Список конкретных схем можно приводить и дальше.
В этом отношении часть процессов внутри монополии и внутри государств с «некапиталистическим складом хозяйствования» в принципе не сильно отличаются. Также никакой конкуренции и никакого разнообразия продукции или удовлетворения спроса. Это все идеологический блеф.
С 2005 года на рынке грузоперевозок отсутствует лицензирование, что привело к достаточно хаотичному развитию рынка, по мнению Владимира Матягина. И это якобы мешает зарабатывать добросовестным перевозчикам. По всей видимости имеются в виду обычные предприниматели с одним-двумя личными грузовиками, которые соответственно отнесены к категории недобросовестные. А то, что крупнейшие автотранспортные компании уходят от налогов, различных дорожных выплат, и тем самым аналогичным образом ставят других игроков в условия неравной конкуренции – в очередной раз остаётся в скромном умолчании.
Безусловно любой рынок нуждается в регулировании и рынок грузоперевозок в этом плане не исключение. Но разными сторонами под регулированием тут понимаются совершенно разные вещи. Если со стороны государства – улучшение качества и развитие инфраструктур, то со стороны РСПП – увеличение собственной прибыли любой ценой. К сожалению, в государственном аппарате, по всей видимости, находятся исключительно представители частных монополий. А монополии развивают инфраструктуру только в минимальном объёме – ниже просто у самих монополий всё встанет и никакой прибыли не будет вообще.