Новокузнецк
Подать объявление
Главная  /  Полезная информация  /  Полезная информация  /  Работа логистом, работа диспетчером

Работа логистом, работа диспетчером

Работа логистом, работа диспетчером До недавнего времени те сотрудники автотранспортного предприятия или отдела, которые занимались формированием и обработкой заказов на перевозки, распределением их на автомобили и ведением сопутствующей документации (товарно-транспортных накладных, доверенностей, договоров с заказчиками и перевозчиками), назывались диспетчерами. Теперь, начиная с середины 2000-х гг. в связи с широким распространением термина “логистика” и его производных эти сотрудники стали называться логистами, а отделы — логистическими. Выше уже было отмечено, что во многих случаях работой большинства логистов осталась та же диспетчеризация и ведение документов о транспортировке грузов. При этом нередко даже использование компьютеров не только не облегчает труд этих логистов, но и приводит к еще большему возрастанию нагрузки. Причиной этому является недооценка того фактора, что одной из составляющих логистики является эффективное управление и оптимизация информационных потоков, или, иными словами, совокупностью бумажных и электронных документов, которые циркулируют в транспортном отделе или предприятии. Соответственно не изучаются существующие в организации бизнес-процессы и не предпринимаются попытки их улучшения и реинжиниринга. Хотелось бы немного более подробно осветить как раз наиболее широко распространенную проблему, когда существующую в организации до начала автоматизации технологию бумажного документооборота пытаются перенести в электронный формат. Как правило, во многих автотранспортных компаниях заявки на перевозки ведутся в таблице Excel, в которую при необходимости добавляются колонки с номерами товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ, с госномерами зафрахтованных автомобилей, водители и их зарплаты, номера путевых листов и проч. При продолжительной работе эта таблица расползается как по длине, так и по ширине. Очевидно, что даже в небольшой компании оперировать такой “простыней” с течением времени становится крайне затруднительно. Причем трудозатраты значительно вырастают, если обслуживаются десятки, а то и сотни клиентов. В настоящее время существует уже немало так называемых логистических программ для экспедиторских компаний, в которых можно вести учет заявок на перевозки, договоров как с заказчиками, так и с контрагентами-перевозчиками, ТТН и другой документации. Однако многие из них рассчитаны на предприятия, не имеющие собственного парка автомобилей, а привлекающие наемный транспорт. Те организации, которые эксплуатируют собственный автопарк, часто сталкиваются с проблемой распределения заявок на автомобили и последующей выпиской путевых листов с заданием водителям. Причем нередко ежедневное число заявок может достигать нескольких десятков, а то и сотен единиц. Прежде всего это относится к дистрибьюторам продуктов питания и напитков, а также товаров народного потребления и строительных материалов. Крупные промышленные предприятия также ежедневно оперируют большим количеством заявок на перевозки. Причем заявки на перевозки могут непосредственно вводиться диспетчером в ИС управления автопарком, а могут и импортироваться из других систем (Excel, 1C, ERP-системы) . При этом заявки могут быть объединены по какому-либо признаку, например территориальному (адрес, маршрут, зона доставки), номеру заявки и прочее.

Например, компании, обслуживающие продуктовые торговые точки или занимающиеся доставкой мебели, объединяют все заявки в группы таким образом, чтобы автомобили, осуществляющие доставку, могли выполнять рейсы наиболее оптимально с точки зрения минимизации пробегов. Каждая группа заявок фактически представляет собой маршрутный лист с адресами точек погрузки и разгрузки, который только надо связать с каким-либо автомобилем и водителем, чтобы сформировать полноценный путевой лист. Выбор автомобиля осуществляется диспетчером, который учитывает тип транспортного средства (тент, изотермический, рефрижератор), грузоподъемность, размеры и др. параметры. Следующим шагом является автоматическое формирование путевых листов на основе заявок на перевозки. Пакетная выписка путевых листов позволяет выпустить на линию порядка 100 единиц техники за 30 минут.

Часто различные виды грузовых перевозок предусматривают ведение некоторых дополнительных документов, которые также образуют информационные потоки. Особенно это характерно для строительства, где доставка материалов на объекты осуществляется согласно сметам, лимитно-заборным картам. В конечном итоге возникает необходимость проводить сверки объемов материалов, указанных в путевых листах, по плану и фактически, товарно-транспортных накладных с указанными объемами в сметах и лимитно-заборных картах. При строительных работах кроме грузовых автомобилей используется специальная техника — экскаваторы, автокраны, бульдозеры и проч. На многих предприятиях диспетчеризацией дорожно-строительных машин занимается специальный отдел, сотрудники которого разбираются именно в спецтехнике. Например, каждый тип и модель экскаватора, погрузчика, бульдозера и другой спецтехники предназначен для выполнения определенных работ, объем выполнения которых за единицу времени является нормируемой величиной. В частности, выемка земли может производиться в отвал или с отвозкой, состоять из рытья траншей, рвов или котлованов, что требует применения различных типов экскаваторов. Кроме того, часть работ на стройке при использовании средств механизации может выполняться только последовательно (например, работа бульдозера после экскаватора), а может и параллельно. При этом для уменьшения числа простоев под погрузкой или разгрузкой грузовых автомобилей необходимо произвести расчет времени заполнения кузова одного грузовика, а также потребности в них.

Во многих случаях осуществление перевозок и эксплуатация транспортных средств выполняются согласно расписаниям или графикам работы. В первую очередь это касается расписаний маршрутов движения рейсовых автобусов, а также расписаний работы водителей при многосменном режиме. На крупных промышленных предприятиях могут иметь место самые разные комбинации графиков работы водителей. Кроме того, сами транспортные средства могут быть закреплены за конкретным заказчиком и также выполнять свою работу согласно определенному расписанию. Например, это может быть связано с каким-либо технологическим процессом на заводе или горнодобывающем производстве. Таким образом при составлении разнарядки диспетчер может распоряжаться теми транспортными средствами и водителями, которые должны работать по графику. В нашей стране пока режим работы водителя не является предметом строгого учета и контроля. А вот в США и Западной Европе необходимо четко придерживаться установленных законодательством правил и норм, которые обязывают руководство автотранспортной компании вести графики работы водителей.

Расписания, например, также играют значительную роль при планировании работы аэродромной спецтехники. Значительное число автомобилей и спецмашин эксплуатируется в аэропортах, они обеспечивают буксировку воздушных судов, очистку от снега и льда, обслуживание санузлов и проч., т. е. на каждое воздушное судно при стоянке приходится некоторое количество специальной техники — тягач, автолифт, автотрап, ассенизаторская машина, топливозаправщик и т. д. Таким образом, используя расписания рейсов, можно также сформировать план заявок на тот или иной день. При этом в формировании плана заявок участвует также расписание смен работы водителей. Следовательно, предварительно на определенный промежуток времени (день, неделя, месяц) можно сформировать план работы транспортных средств и, соответственно, получить плановые показатели доходов и расходов автохозяйства аэропорта.

Компании, специализирующиеся на вывозе мусора, или, как его еще называют, твердых бытовых отходов (ТБО), также используют расписания. Составление этих расписаний может происходить различными способами. Например, в результате мониторинга скорости наполнения мусорных контейнеров в жилом массиве составляется график их обслуживания специализированными автомобилями, при этом учитывается расположение этих контейнеров, а также время погрузки ТБО. Кроме того, могут анализироваться поступающие заявки на вывоз мусора, и по результатам этого анализа строится график. Вообще говоря составление расписаний является довольно сложной задачей, и ее решением занимаются ученые-математики уже не один десяток лет, разрабатывая различные методы и алгоритмы. Исследования продолжаются по сию пору, так как существующие на сегодняшний день алгоритмы для расчетов с большим количеством точек на маршрутах требуют значительных вычислительных ресурсов. Планирование эксплуатации ТС аэропорта.

Другой актуальной для автоперевозчиков транспортной задачей является маршрутизация, или нахождение оптимальных маршрутов. Говоря об оптимальности, многие логисты имеют в виду минимальный пробег транспортных средств. Однако в общем случае для оценки оптимальности используют и другие показатели перевозочного процесса — количество используемых автомобилей, транспортная работа в тонно-километрах, продолжительность работы, величина затрат на выполнение работы и проч. В настоящее время на рынке представлено несколько программных продуктов, которые включают в себя электронные карты с возможностью автоматической прокладки маршрутов и другие функции, в том числе и GPS-мониторинг. Среди них такие отечественные продукты, как “Деловая карта” компании “Ингит”, “TopLogistic” компании “TopPlan”, “LogisticsMaster” компании “Antor”. Есть и системы зарубежных производителей, которые пользуются большим спросом у западных автоперевозчиков. В США и Западной Европе оптимизация маршрутов кроме экономической направленности призвана также улучшать и экологический фактор. Чем меньше будет пробег автомобиля, тем меньше топлива он израсходует, тем меньше выхлопных газов будет выброшено в атмосферу. Однако в нашей стране, к сожалению, дорожная сеть пока еще слабо развита, а количество транспортных средств, принадлежащих физическим лицам и компаниям, стремительно растет. Поэтому оптимизация маршрутов с точки зрения пробега может быть не так однозначна.

Например, в Москве, по оценкам экспертов, дорожная ситуация уже настолько запущена, что исправить ее будет очень сложно и небыстро. Поэтому велика вероятность, что оптимальный с точки зрения маршрут, проложенный программой по улицам Москвы, может обернуться многочасовым стоянием в пробках. В результате расход топлива окажется существенно выше, а временные потери также будут велики. В целом диспетчеризация, которая включает в себя прием заявок на перевозки и ведение договоров с заказчиками, составление маршрутных листов и заданий водителям, планирование маршрутов, формирование разнарядки подвижного состава, призвана обеспечивать эффективное выполнение плана перевозок. В процессе своей работы логист осуществляет контроль за перевозочным процессом с помощью GPS/GSM-мониторинга или мобильной связи и оперативное руководство подвижным составом, внося своевременные корректировки, например, в маршруты движения и проч. Очевидно, что управление логистикой нельзя рассматривать отдельно от задач эксплуатации транспортных средств. Например, при планировании перевозок необходимо учитывать также графики технического обслуживания подвижного состава, простои в текущем ремонте и при ожидании запчастей и проч. В противном случае может возникнуть конфликтная ситуация между логистами, которые сформировали разнарядку, и механиками, которые вынуждены каким-то образом обеспечить ее выполнение в случае нехватки или неисправности автомобилей.

Практический опыт внедрения ИС показывает, что использование единого информационного пространства позволяет и логистам, и механикам эффективно взаимодействовать и совместно решать задачи по управлению автотранспортом
Добавлено: 28.06.15
Просмотров: 2794