Дополнение к недавней статье «Тенденции развития автотранспортного рынка». Самоочевидное продолжение автоматических сервисов перевозок на грузы сталкивается в нашей стране с несколькими проблемами (и не только у нас). Основа этих проблем – социальная инерция. Все социальные процессы инертны и более медлительны по отношению к техническому прогрессу.
Сами по себе сервисы автоматических грузоперевозок не являются ни плохими, ни хорошими. Они занимают определённую нишу и для них характерны определённые ограничения. Они не смогут заменить все грузоперевозки (военные, специальные, в отдалённые труднодоступные районы и т.д.). Помимо прочего эти грузоперевозки являются бизнес-процессами, а значит занимают нишу массового удовлетворения спроса (создание спроса в бизнес-моделях – это отдельный разговор и для них имеется ряд специфических ограничений).
Сервис может быть представлен в двух видах: информационном и как полное оказание услуг грузоперевозок. Информационный уже сейчас близок к достижению своего максимального развития. Различные биржи грузоперевозок и объявления (как пример сервис Ати).
Второй вид – предоставление полного набора услуг. Т.е. заказчик не вдаётся в подробности, каким образом будет осуществлена доставка, какие требуются документы и прочее. Примеры частичной реализации – Convoy, Cargomatic, TruckerPath и т.д. В России пока подобных сервисов нет.
Заинтересованные лица (связанные с классическим транспортным бизнесом) отмечают, что и не появится. При этом аргументация сводится к следующему:
-
Налоговые особенности. Транспортный бизнес выживает, потому что может работать на «упрощёнке»;
-
Особенности документооборота. Задержки оплаты, законодательная необходимость в обязательных бумажных документах-оригиналах и прочее;
-
Необходимость прямого человеческого общения.
Первые два аргумента имеют множество достаточно простых решений. Последний не учитывает, что большая часть социальных процессов стремительно перемещается в интернет-пространство и исключает какое бы то ни было прямое общение.
По оптимизации и эффективности модели автоматических сервисов грузоперевозок намного превосходят имеющиеся классические. Вряд ли даже лоббирование на государственном уровне способно будет надолго сдержать прогресс.