Параметры и система обозначения строительных агрегатов и машин
Параметром строительного агрегата или машины называется количественная (
реже техническая или качественная )
характеристика какого-
либо действующего ее признака.
Параметры устанавливаются для каждой отдельной спецмашины (
по видам деятельности),
определяя в целом ее особенности,
технические и технологические возможности.
Различают главные (
первичные),
основные и вспомогательные (
вторичные)
параметры строительных машин.
Главные (
первичные)
параметры относятся к наиболее значимым признакам строительной машины или агрегата,
ибо весьма полно характеризуют ее эксплуатационные свойства.
Например,
в качестве главного параметра одноковшового экскаватора принята его масса;
скреперов,
автобето-
носмесителей —
вместимость рабочего органа;
тракторов,
бульдозеров,
автофейдеров —
номинальное тяговое усилие;
строительных кранов,
автомобилей —
грузоподъемность;
башенных кранов —
масса грузова и его момент и т.
д.
Для многих строительных и вспомогательных машин (
за исключением одноковшовых экскаваторов и др.)
главный параметр является мерой предмета труда,
подлежащего машинной обработке,
а потому обозначается в натуральных измерителях (
м3,
т,
тм и т.
д.)
и включается в формулы производительности.
Основные параметры охватывают более широкий перечень существенных признаков машин,
например,
такие,
как емкость ковша (
для одноковшовых экскаваторов),
предельные усилия и скорости на рабочем органе,
размеры рабочей зоны,
масса и габаритные размеры,
показатели,
характеризующие маневренность и проходимость,
и т.
п.
Вспомогательные (
второстепенные,)
параметры чаще определяют конструктивное исполнение отдельных узлов машины,
соответствующее ее основным параметрам.
Например,
определенной высоте подъема груза как основному параметру строительного подъемника соответствует определенная канатоемкость барабана подъемной лебедки.
К вспомогательным относятся также те параметры,
характеризующие условия технического обслуживания,
ремонта оборудования,
передислокации машины и т.
п.
Главные (
первичные)
и основные (
вторичные)
параметры в совокупности составляют техническую характеристику строительного агрегата или машины,
включаемую в паспорт технической характеристики последней,
и в смысле их востребования являются потребительскими.
Вспомогательные параметры обычно приводятся в техническом описании устройства(
машины),
отдельно от главных (
первичных)
и основных (
вторичных)
параметров или вместе с ними,
образуя тогда расширенную характеристику строительного агрегата и машины.
Главные(
первичные)
параметры являются фундаментом для построения параметрических (
типоразмерных)
рядов строймонтажных агрегатов и машин каждого вида и включаются в индексы оборудования и машин.
Параметрические (
типоразмерные)
ряды обозначают расположение каждого вида строительных машин и агрегатов по возрастающему значению их главного параметра.
Такие ряды,
устанавливаемые на основе подходящих математических чисел,
предназначены для сокращения и обозначения ряда типоразмеров выпускаемых машин и агрегатов,
обеспечения их унификации,
создания различных модификаций на основе базовых машинах,
упрощения их восприятия повседневной эксплуатации.
Например,
для стреловых самоходных автокранов параметрический ряд по массе поднимаемого груза,
т,
выглядит следующим образом:
4;
6,
3;
10;
16;
25;
40;
63;
100;
160;
250;
400;
630;
1000;
для башенных отдельностоящих кранов по грузовому моменту,
тм:
100;
160;
250;
400;
630;
1000.
Индексация (
от лат.
index —
указатель,
список,
опись) —
это классификационная система маркировки (
буквенных,
цифровых или комбинированных обозначений)
строительных машин,
позволяющая охарактеризовать их конструкцию и эксплуатационные возможности.
Индексация отечественных строительных,
дорожных,
монтажных машин,
как правило,
комбинированная,
состоит из двух частей (
буквенной и цифровой),
обозначения которых предусмотрены ГОСТами.
Буквенная часть индекса,
расположенная перед цифровой,
обо-
значает вид строительной машины.
Следующая за буквенной цифровая часть индекса для экскаваторов,
стреловых самоходных и отдельных башенных кранов является закодированным обозначением их параметров и конструктивных особенностей.
Первая цифра для этих машин обозначает номер размерной группы главного параметра агрегата или машины.
Далее значения цифровых индексов для приведенных видов машин различны.
У экскаваторов и самоходных кранов вторая цифра индекса характеризует тип ходового устройства,
третья —
конструктивное исполнение рабочего органа или оборудования,
четвертая —
порядковый номер модели.
У башенных кранов вторая и третья цифры индексации обозначают порядковый номер базовой модели,
четвертая —
номер исполнения.
После цифровых следуют (
для экскаваторов и всех типов кранов)
вновь буквенные обозначения,
которые отмечают номер очередной модернизации (
А —
первая;
Б —
вторая;
В —
третья и т.
д.)
и климатическое назначение машины:
С —
северное;
XJl —
для холодной климатической зоны;
T —
тропический пояс;
ТВ —
для тропиков и влажных мест.
Машины для нормальных климатических условий такого обозначения не имеют.
Принципиальные структурные схемы индексации,
установленные ГОСТами,
приведены при рассмотрении конкретных строительных машин.
Однако далеко не все строительные машины,
находящиеся ныне в эксплуатации и участвующие в строительных работах,
имеют индексы,
соответствующе действующему ГОСТу.
Отдельные заводы-
изготовители присваивают машинам свои индексы,
отличные от ГОСТов,
однако в целом характеризующие конструктивно-
эксплуатационные возможности машины.
В зарубежных странах отсутствует обусловленная какими-
либо нормативами единая государственная система индексации строительной техники.
Каждая фирма-
изготовитель присваивает машинам свои обозначения.
Вопросы классификации и индексации строительных машин непосредственно связаны с их стандартизацией и типизацией.
Добавлено: 31.07.15
Просмотров: 4893