Универсальных критериев к выбору полуприцепов нет. В каждом конкретном случае и для конкретных грузоперевозок приспособлены свои устройства. Узкоспециализированные полуприцепы рассматривать не будем (перевозка опасных грузов, перевозка крупногабаритных, сверхтяжёлых грузов и т.д.). Такие перевозки осуществляются индивидуально, для их организации требуется специальное разрешение, согласование и сопровождение.
Оптимальный вариант – это иметь несколько полуприцепов разного класса на один тягач. Такой подход позволяет использовать технику наиболее эффективным образом. Оставлять полуприцепы для загрузки и выгрузки, в то время как тягач будет использоваться с другими прицепными устройствами. Ранее такой вариант могли себе позволить в основном крупные грузоперевозчики. Сейчас же имеется возможность аренды полуприцепов разного класса и специализации. Аренда полуприцепов во многом упрощает организацию грузоперевозок и расширяет сферы деятельности грузоперевозчика.
Ещё один вариант – это использование б/у полуприцепов. На некритичных направлениях вполне может справиться старое, отремонтированное оборудование. Преимущество – очень низкая стоимость приобретения. Выгода – возможность перевозки большего спектра груза для заказчика. Необходимо помнить, что такое оборудование не желательно использовать на пределе технических паспортных характеристик.
Критерии выбора
При покупке полуприцепа вне зависимости от его специализации (контейнер, тент, самосвал, бочки и т.д.) в первую очередь нужно обращать внимание на базу полуприцепа. Основная особенность полуприцепов – давление, создаваемое в месте сцепки, на задние колёса тягача. В результате задние колёса нагружаются, не допуская пробуксовок. Основная же масса груза приходится на собственные колёса прицепного устройства. В связи с этой особенностью важно правильное распределение груза при загрузке.
Количество осей
Влияет на равномерность распределения давления на дорожное полотно, массу перевозимого груза. Встречается от одной оси до пяти и выше. Наиболее оптимальный, универсальный вариант – трёхосные с расположенными рядом осями ближе к корме полуприцепа. В ходе длительной эксплуатации выявилось, что трёхосные полуприцепы выигрываю по сравнению с другими компоновками в комплексе параметров: распределение давления на дорожное полотно (максимально разрешённая нагрузка), эффективность торможения, равномерность изнашивания деталей ходовой части.
Для перевозки сверхтяжёлых грузов – многоосные с равномерным распределением осей по всей длине. Если планируется перевозить только лёгкие грузы – рекомендуются одно-, двухосные устройства.
Увеличение количества осей увеличивает трение с дорожным покрытием и тем самым увеличиваются затраты на топливо. С целью уменьшения трения применяют различные схемы: первое колесо односкатное, остальные двускатные (начинают работать при большой загрузке), подъёмные колёса. Но это ведёт к удорожанию конструкции и увеличению сервисных расходов. Однозначных рекомендаций, что лучше – нет.
Рама
Выбор зависит от условий эксплуатации. Качество дорог в некоторых регионах оставляет желать лучшего. Жёсткость рамы в этом случае играет первостепенную роль. Полуприцепы с жёсткими рамами к тому же позволяют перевозить грузы большей тяжести, но и стоимость такой техники заметно выше. Визуально жёсткая рама имеет более толстые балки в поперечном сечении, больше рёбер жёсткости.
Особое внимание на раму следует обращать при покупке б/у полуприцепов. Стоимость рамы составляет примерно 30 – 40% от полной стоимости техники. В случае с б/у полуприцепами – замена рамы сравнима с ценой приобретения устройства. Отечественные перевозчики нередко перегружают технику. Не очень качественные дороги и перегруз приводят к тому, что на раме образуются трещины или она вообще лопается. При этом её ремонтируют, сваривая или местами усиливая дополнительными балками. Гарантии грузоподъёмности на такую раму никакой нет.
Электрическая система
За исключением перевозки опасных грузов никаких особых требований к электрической системе полуприцепов не накладывается. Естественно она должна быть в работоспособном состоянии и подключена к тягачу. В случае перевозки опасных грузов накладываются конкретные ограничения в зависимости от условий (взрывоопасные, агрессивные и прочее).
По части параметров полуприцепы рекомендуется подбирать в зависимости от аналогичных систем у тягача. В этом случае единообразная механика оптимальна по безопасности, обслуживанию, стоимости эксплуатации и т.д.
Подвеска
Наиболее распространённые и приемлемые по стоимости: пневматическая, гидравлическая, рессорная.
Рессорные используют при перевозке тяжёлых грузов. Простая, дешёвая, относительно спокойно воспринимает перегруз и качество дорог. Недостатки: дорога в обслуживании, жёсткость хода, высота полуприцепа.
Пневматические и гидравлические обладают рядом преимуществ: плавность хода, простота обслуживания, меньше повреждают дорожное покрытие, возможность подъёмных колёс. Недостатки: ограничения по перегрузу, более дорогостоящие. Гидравлические рассчитаны на большую тяжесть.
Помимо этого в системе подвесок могут быть реализованы поворотные, подруливающие узлы. Наличие таких узлов повышает управляемость транспортным средством, уменьшает износ шин.
Нередко производитель комбинирует различные виды подвесок, применяет другие схемы: торсионные, маятниковые и прочие.
Тормозная система
Подавляющее большинство современных полуприцепов имеют пневматическую систему торможения. Контур тормозной пневмосистемы полуприцепа подключается к управляющим и питающим пневмоконтурам тягача.
Наличие систем АБС и антиопрокидывания улучшают управляемость автопоезда и снижают износ деталей ходовой части.
Рассмотрены универсальные критерии к выбору полуприцепов. За рамками рассмотрения остались критерии, зависящие от конкретного использования. Напольные покрытия (материал, герметичность и т.д.), тентованные, фургонные, рефрежираторные и прочее.
Также при выборе следует иметь в виду ограничения, действующие в предполагаемых районах использования: разрешённая грузоподъёмность, максимальная нагрузка на ось, ограничения по габаритам (в первую очередь длина автопоезда) и т.д.