В последние годы в Европе все большее применение получают компактные прицепные краны и подъемники, легко транспортируемые с помощью полноприводного автомобиля. Несмотря на их универсальность и другие очевидные достоинства, для российских муниципальных и подрядных организаций эта техника пока представляется новой и малознакомой.
ВОСЕМЬ ЛЕТ НА МИРОВОМ РЫНКЕ. А ЧТО В РОССИИ?
Компактные в сложенном виде, работающие автономно, легкие в установке и весьма сильные для своих миниатюрных размеров, прицепные краны способны составить серьезную конкуренцию как традиционному автокрану, так и автовышке – учитывая, что интересующая нас техника, как правило, легко пере-оснащается рабочей корзиной.
Факт новизны прицепных кранов для российских пользователей подъемной техники подтвердил наш небольшой редакционный опрос, в ходе которого мы связались с представителями управляющих компаний и предприятий-подрядчиков, выполняющих работы по ремонту фасада, кровли, обрезке ветвей деревьев на городских улицах и т. д. Коммунальщики в восьми случаях их десяти пользуются услугами организаций-подрядчиков, имеющих соответствующие сертификаты на ведение кровельных, фасадных и других работ, а также необходимую для этого технику. Именно так обстоят дела в крупнейших коммунальных хозяйствах Ростова-на-Дону, Краснодара и целом ряде опрошенных нами компаний из Москвы и Санкт-Петербурга.
Впрочем, кое-где на вооружении коммунальщиков подъемная техника все же имеется. Например, ростовская «Славянка» недавно приобрела автовышку АГП 28 на базе Hyundai; кроме нее в хозяйстве есть несколько АГП 18 на базе автомобилей ГАЗ 3307/3309, ЗИЛ 130 и АГП 22 на базе ЗИЛ 131/433362. По нынешним временам – весьма солидный парк подъемной техники. Но там, где нужно выполнить работу в ограниченном пространстве, нужны более мобильные машины. Ведь у той же АГП28 стрела состоит из трех секций, соединенных между собой, что требует наличия свободного пространства для ее полного разворота, который составляет до 13,5 метра по горизонтали. Поэтому, по словам Владимира Тодорашко, руководителя направления учета и планирования автотранспорта и средств механизации ОАО «Славянка», прицепные краны как разновидность подъемных машин их компании в перспективе весьма интересны. Хотя есть и некоторые сомнения: как именно эта импортная техника покажет себя в условиях русской зимы? Впрочем, с новинками, тем более – произведенными за рубежом, всегда так: не узнаешь точно, пока не опробуешь в деле.
«НЕБЕСНЫЙ РАБОТНИК»
В странах Евросоюза прицепные телескопические краны успешно используются при проведении фасадных работ, для монтажа деревянных стропильных ферм и т. д. Лидерство в производстве машин этого типа принадлежит Германии, а если быть точным – компаниям Klaas, Bocker и Paus, регулярно предлагающим новые модели прицепных кранов.
Paus предлагает целую линейку таких кранов под брендом Sky Worker (англ. «Небесный работник). Модель РТК 31 грузоподъемностью до 1600 кг разработана для кровельщиков и строителей, но, по утверждению производителя, пригодна «для любых областей применения». Кран оборудован телескопической стрелой с гидравлическим приводом максимальной длиной 31 м. Необходимую жесткость конструкции придает специальный коробчатый алюминиевый профиль, используемый в производстве.
Привод крана – радиоуправляемый. Пульт управления со встроенным аналитическим дисплеем отображает все важные параметры рабочего процесса и позволяет управлять как собственно краном, так и гидравлическим приводом на колеса. При добавлении поворотной рабочей корзины с максимальной нагрузкой 250 кг кран легко превращается в автовышку, позволяющую выполнять работы на высоте до 25 – 27 метров. Кстати, прикрепленная рабочая корзина совершенно не мешает при транспортировке крана.
Четыре независимые гидравлические складывающиеся опоры обеспечивают крану предельно гибкую установку, позволяя позиционировать машину даже на неровной поверхности вроде лестницы или края тротуара. Кран оснащается бензиновым или, как вариант, дизельным двигателем и 25-литровым топливным баком. Что особенно важно, при полной устойчивости кран обеспечивает широкий диапазон угловых движений – неограниченное вращение на 360 градусов при низкой скорости поворота и полной загрузке.
Маневренность конструкции при транспортировке обеспечивают поднимающийся задний мост и выдвижное буксирное приспособление. У крана очень низкий уровень шума, что особенно важно при работе в черте города. Шасси РТК 31 выполнено в антикоррозийной версии, включающей заполнение закрытых полостей специальными средствами и порошковую окраску.
Sky Worker РТК 31 снабжен производителем впечатляющим набором навесных конструкций. В их числе – алюминиевый ковш, вилочные захваты для поддонов и длинномерных грузов, распределитель черепицы, строп, цепной строп и даже платформа для солнечных батарей.
НЕ PAUS’ОМ ЕДИНЫМ
Производители прицепных кранов –это, как правило, семейные предприятия, специализировавшиеся до определенного времени в сопредельных сегментах изготовления
спецтехники и оборудования. В этом смысле не является исключением и компания Bocker, долгое время производившая подъемники разных типов, автокраны и даже асфальтоукладчики, а ныне предлагающая и трейлерные краны.
Расположенные на тандемном шасси с инерционным тормозом, краны марки Bocker обладают грузоподъемностью 800 – 1500 кг при длине стрелы от 25 до 31 м. В конструкции прицепных кранов серии АНК используется высокопрочный, из специального алюминиевого сплава, трубчатый бесшовный профиль.
В своем роде базовая модель Bocker АНК 30/1400 смонтирована на шасси с регулируемой буксирной балкой и опорным колесом. У нее четыре автономно управляемые гидравлические опоры. Телескопическая башня имеет две составные части и с помощью подъемного цилиндра способна подниматься почти на 85 градусов. Длина стрелы может увеличиваться в два раза, а ее угол подъема – достигать 165 градусов. Закрепленная к поворотной башне несущей рамы телескопическая мачта поворачивается как вправо, так и влево на 310 градусов. Кроме того, имеется встроенная система защиты от поломок и ошибок в эксплуатации. Гидравлическая система приводится в движение мотором производства Honda. Двигатель крана можно запускать и выключать с помощью радиоуправления.
При использовании машины в качестве автовышки оператор своего рабочего места может контролировать горизонтальное положение платформы относительно земли благодаря специально настраиваемому уровню. В случае аварийной ситуации – выхода из строя центрального гидравлического устройства – все зависимые от него функции воспроизводятся с помощью ручного насоса. Что касается навесного оборудования, кран может агрегатироваться с целым рядом устройств – таких как откидной ковш, цилиндрический грейфер и другие.
Более новая вариация этого крана – AHK 31/1400 – также может использоваться в качестве подъемника. Производитель поместил машину на новом шасси со сдвоенными мостами. Кран имеет максимальную высоту подъема 31 м и максимальную грузоподъемность 1,4 т. Пульт радиоуправления крана, помимо всего прочего, имеет и функцию дистанционной диагностики. На пульте визуально отображается расположение груза на крюке и положение стрелы. Грузоподъемность машины с рабочей корзиной – 250 кг, максимальная высота платформы – 26 метров, при этом корзина при необходимости способна поворачиваться в каждую из сторон на 35 градусов. Интересная особенность: при добавлении приводного блока этот трейлерный кран может превратиться в самоходный.
И, наконец, еще одна известная марка прицепных кранов – Klaas, так же, как и две предыдущих, немецкого производства. Прицепной кран Klaas K19-28 способен поднимать грузы весом до 1,3 тонны, а высота подъема составляет 28 метров. Машина имеет четырехсекционную основную стрелу и трехсекционный гусек, увеличивающий зону досягаемости по огибающей. В итоге грузоподъемность крана составляет 250 кг при радиусе 19 метров и высоте крюка 16 метров. Машина является полноповоротной, и, как и предыдущий кран, K19-28 также может быть оснащен самовыравнивающейся корзиной. Благодаря наличию приводного колеса машина при необходимости способна передвигаться и без тягача.
Впервые трейлерные краны были представлены на специализированных международных выставках в середине прошлого десятилетия. С тех пор их технические характеристики значительно улучшились, а количество выпущенных моделей – существенно выросло. Что касается России, в Москве и Санкт-Петербурге эта техника эксплуатируется, но при этом ее количество по-прежнему невелико. Для провинции же главным тормозящим фактором остается цена: стоимость трейлерного крана, к примеру, от Bocker - около семидесяти тысяч долларов, что сопоставимо с ценой отечественного автокрана-шестнадцатитонника.
Вероятно, неплохие перспективы прицепные краны имеют на российском рынке аренды и лизинга спецтехники. Но это, скорее, перспективы даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Как нам удалось выяснить, сегодня это направление российскими арендными компаниями почти не разрабатывается. Если говорить о подъемной технике в целом, куда больше внимание на российском рынке аренды уделяется продвижению быстромонтируемых башенных кранов. Тогда как прицепной кран, маневренный и легко приводящийся в готовность, имеет неоценимые преимущества при работе в стесненном пространстве – например, во дворе из нескольких домов-многоэтажек. К тому же он более точен в позиционировании грузов за счет дистанционного управления, а для его буксировки достаточно полноприводного автомобиля. Остается надеяться, что эти во всех отношениях полезные для строителей и коммунальщиков машины со временем получат заслуженное признание и в нашей стране и внесут свою лепту в дело деликатного и безопасного труда по улучшению облика российских городов.