В очередной раз инженеров «унизили» до звания учёного. Поводом принизить инженерную мысль стала разработка швейцарских специалистов автономного экскаватора, который самостоятельно роет траншеи по заданным параметрам. Это конечно шутка насчёт «унижения».
Вообще академически инженер отличается от учёного подходом. Если учёный – это исследователь-описатель реальности, то инженер – это решатель технических задач. Есть определённый снобизм и апломб в академических кругах по этому поводу… каковы учёные – такова и наука. Зачастую инженер не в курсе, что по законам, описанным учёными, задача не решаема, он её решает, после чего набегают учёные и снова описывают законы природы с новыми ограничениями. И этот процесс продолжается веками. Потому адекватные учёные и инженеры никогда не противопоставляли себя друг другу. Чистый учёный не может сотворить новое – только описать имеющееся, чистый инженер – ограничен в обобщениях, но создаёт новые законы, как и любой творец.
Поэтому называть специалистов, сконструировавших автономную
землеройную машину, учёными не совсем корректно. Впрочем, уже давно подмечено, что обычных технических разработчиков всё чаще называют учёными. Отчасти ввиду научного кризиса, отчасти ввиду страстного желания зафиксировать складывающееся инфернальное состояние социума.
Проблема создания полностью автономной специализированной техники заключается в сложном алгоритме обработки информации и ограничениях каналов входной информации. По сравнению с живым оператором эти параметры несопоставимы. Иное дело, что для выполнения унифицированной работы той же
землеройной машины львиная доля алгоритмики не нужны и входной информации требуется на порядки меньше. Но трудность как раз и заключается в том, чтобы отобрать критически значимый информационный поток и программы его обработки. К тому же такие решения должны быть сбалансированы по ресурсной, в том числе временной, себестоимости. В конечном итоге от ошибки не застрахован ни человек, ни производная от человека – технический механизм. В каждом случае имеются свои недостатки. Машина исключает утомление психики и индивидуализм, а человек способен принимать решения в случаях любой неопределённости.
Для решения задачи швейцарские учёные добавили информационных каналов – установили на обычный серийный экскаватор Menzi дополнительные датчики: усилия прилагаемые ковшом, раскрытия ковша, лидары, GPS-трекеры. Алгоритм обработки – сравнение двух моделей: движения ковша и изменение окружения.
При тестировании
автономный экскаватор вырыл трапецевидную траншею длиной чуть менее 3 метров с отклонением от заданной модели чуть больше 3 сантиметров.